21:54 

О Цетаганде

Барраяр. Девятая сатрапия
#OccupyBarrayar
Информация в этом посте известна цетагандийцам, барраярцам, которые учились во времена оккупации, и всем, кто специально интересовался.

История


В конце 23-го века, во время больших войн, на Земле получили большое развитие биотехнологии. Возникла идея, что с помощью новейших достижений генной инженерии можно «доделать» работу Бога, довести человека до истинного совершенства. В 2311 году глава дальневосточной корпорации «Бионикс» Исами Тенно, занимавшейся разнообразными военными разработками в области биотехнологий, вместе с группой последователей тайно начал генетические эксперименты с человеческим материалом. Однако развернуть эти исследования широко не давали законы ни одной из земных стран. Спустя несколько лет после изобретения двигателя Неклина богатейшая «Бионикс» под предлогом необходимости дальнейшего освоения космоса в 2335 году начала проект по заселению планеты Эта Кита IV.

Колонию возглавил Исами Тенно. Новейшие биотехнологии и оборудование, вывезенные с Земли, позволили быстро достигнуть необходимого для развития планеты уровня производства; при помощи биоразработок были терраформированы значительные зоны Эты Кита. В начале 24-го века на Земле утихли войны, и корпорации стало трудно скрывать истинный род своих занятий. Через некоторое время разразился скандал, и земному отделению «Бионикса» пришлось срочно эвакуироваться на Эту Кита. Впрочем, работа по сбору генетического материала была к тому моменту почти завершена. Земное правительство, не имеевшее после войн средств на преследование корпорации, махнуло на колонию рукой.

Спустя 30 лет от начала экспериментов группа Тенно достигла устойчивых результатов в области генной модификации людей. Были найдены решения для излечения генетических заболеваний, для увеличения продолжительности жизни, для усовершенствования физических и умственных способностей. В конце концов Исами и его группа применили эти модификации к самим себе, фактически став первыми генмодифицированными людьми — первыми людьми, на шаг приблизившимися к совершенству. Вскоре для модификаций стали отбираться и другие колонисты — лучшие из лучших. Их потомство тщательно контролировалось и модифицировалось на самых ранних этапах, что позволяло постепенно закреплять необходимые признаки.

Параллельно продолжался эксперимент по селекции человека, начатый еще на этапе заселения. Размножение некоторой отборной группы колонистов было полностью взято под контроль генетиков. Ученые задались целью проверить, каков будет результат эксперимента при минимальном генно-инженерном вмешательстве и максимальной работе изменчивости. Для получения необходимых комбинаций опробовалось искусственное воздействие различных мутагенных факторов. Престиж обеих экспериментальных групп культивировался не только на идеологическом уровне, но и на социально-экономическом: участвующие в эксперименте освобождались от тяжелой работы, получали материальную поддержку и особый статус.

К началу 25-го века колония на Эте Кита, уже называвшая себя «Цетагандой», обрела признание в галактическом обществе и знакомые черты: за 6-7 поколений сложилась культура, базирующаяся на эстетических идеалах дальневосточного мировоззрения основателей «Бионикса». Она включала в себя 3 класса, разделенные в первую очередь по генетически-социальному признаку. Класс аутов (от старофранцузского haut, «высокий»), высший класс, сформировался из генмодифицированных людей первого эксперимента. Благодаря как традиции, так и выдающимся способностям, ауты сделались бессменными правителями Цетаганды, а также главными ответственными за глобальный генетический эксперимент. Наследными властителями планеты стали потомки Исами Тенно, первого Небесного отца. Второй класс, тоже аристократический, сформировался из участников эксперимента по селекции. Направленный аутами в нужную сторону, он породил воинственных, выносливых, сильных и красивых людей, получивших название «гемы» (ghem). По сути воинская каста, гемы стали «щитом и копьем» в руке аутов. Третий, обслуживающий класс, состоял из тех, кто по тем или иным причинам не попал в генетический эксперимент. Однако это не означало потерю доступа к образованию, медицине, благам цивилизации. Именно этот класс являлся базой экономики Цетаганды, зиждевшейся поначалу на экспорте биотехнологий.

Изобретение в середине 27-го века маточного репликатора подтолкнуло общество Цетаганды к окончательному разделению. Маточные репликаторы решили уже имеющиеся у гемов и особенно у аутов проблемы с естественным деторождением, а также позволили расширить и углубить поле для генетических исследований и модификаций, что в конце концов и привело к образованию полностью чистых рас. По-прежнему имеющие безраздельный контроль над деторождением, ауты перевели общество полностью на репликаторный метод, а также создали уникальный генетический банк, охватывающий все аут- и гем-линии крови. Все вопросы воспроизводства цетагандийцев окончательно перешли к аут-леди. Главную занимающуюся репродукцией генетическую лабораторию под названием «Звездные ясли» возглавила супруга Небесного отца.

Расширение эксперимента требовало расширения жизненного пространства. Началась успешная экспансия цетагандийцев на другие планеты: иногда это было освоение никому не принадлежащей земли, иногда завоевание. Новые земли приносили новые богатства и экономические возможности. Цетаганда превратилась в Цетагандийскую Империю, Небесный отец стал Императором, абсолютным монархом. Править новыми планетами стали назначаться родичи Императора, они получали должность сатрап-губернаторов. Чтобы контролировать репродукцию аутов в сатрапиях, на планету назначалась консорт, аут-леди, приближенная к Императрице. Агрессия и конкуренция гемов достигла того уровня, при котором экспансия сделалась просто необходима для удержания социального баланса Цетаганды.

В истории завоеваний Цетаганды — 8 планет, ставших сатрапиями, и несколько подчиненных «марионеточных» миров. 17 лет назад Цетаганда вторглась на недавно вышедший из Периода изоляции Барраяр и оккупировала его, провозгласив своей девятой сатрапией. Однако в некоторых регионах все еще продолжается серьезное партизанское сопротивление, и цетагандийцам пока не удается его сломить.

Государственное устройство Цетаганды


Цетагандийская Империя состоит из планеты-метрополии и 9 планет-сатрапий. Кроме того, под влиянием империи находится несколько подчиненных планет с марионеточными режимами. Во главе стоит Император, принадлежащий к расе аутов. Его официальное именование — Небесный отец или Небесный Господин. Здравствующий император Цетаганды — Эттар Джияджа.

Социальное положение Императора невероятно высокое, что поддерживается церемониалом и ограниченным допуском к нему. Император практически обожествлен. Однако подобный статус ограничивает и его передвижения — он не покидает пределов Небесного сада, который является сердцем империи.

Власть императора передается по наследству. Если нет прямого наследника, то на трон восходит тот принц, который получит больше поддержки от созвездий аутов. Кроме того, созвездия аутов ведут борьбу за власть при помощи своих женщин: аут-леди может стать императрицей и матерью будущего императора.

Императорская власть централизована и абсолютна. Император сосредотачивает в своих руках всю полноту исполнительной, судебной и законодательной власти. У него нет официальных советников, ни один государственный орган не ограничивает его власть.

Судебная система подчинена непосредственно императору и не является одинаковой для всех. Для аутов существует личный суд Императора. Аут-леди подчиняются суду Звездных ясель. А все остальные подданые императора защищаются общей судебной системой.

Структура правительства Цетагандийской Империи

Ведомство Небесного сада

Императорская
администрация

Службы
Небесного сада

Церемониальное
ведомство
Имперская служба безопасности

Разведывательная служба

Контрразведывательная служба

Служба охраны границ
Ведомство судебных дел

Служба исполнения наказаний
Ведомство обороны

Генеральный штаб

Военная инспекция
Ведомство иностранных дел
Ведомство внутренних дел
Ведомство юстиции
Ведомство финансов

Налоговая служба

Казначейство
Ведомство экономики и промышленности
Ведомство благосостояния и труда
Ведомство связи и коммуникаций
Ведомство природных ресурсов и энергетики
Ведомство образования, культуры и науки
Ведомство здравоохранения


Для того чтобы поступить на государственную службу, требуется сдать Государственный экзамен. Существует восемь рангов гражданской государственной службы. Каждый из рангов подразделяется на десять разрядов. Для упрощения моделирования на игре мы используем только ранги (для гем-грима), не учитывая разряды внутри каждого ранга.

Сатрапии

Девятью планетами-сатрапиями управляют назначенные Императором сатрап-губернаторы — ауты, находящиеся с ним в родстве как по отцовской, так и по материнской линии. Срок службы сатрап-губернатора ограничен 5 годами, после чего тот либо выходит в отставку, либо получает аналогичный пост в другой сатрапии. Самые старшие и опытные аут-лорды, бывает, проходят ротацию по всей империи. Также сатрап-губернатор может быть отозван указом Императора.

Структура правительства сатрапий схожа со структурой центрального правительства — действуют подразделения, подчиняющиеся центральным органам. Кроме этого, существует уровень местного самоуправления по многим вопросам (вроде здравоохрания, природных ресурсов, транспорта и т.д.). Исключением является Девятая сатрапия (Барраяр), поскольку колонизация планеты по сути только началась. Структура правительства на данный момент несколько отличается.

Сатрапии Цетагандийской империи:
Мю Кита (Первая 一)
Ро Кита (Вторая 二)
Кси Кита (Третья 三)
Сигма Кита (Четвертая 四)
Ола III (Пятая 五)
Бета Канум (Шестая 六)
Дельта Павонис (Седьмая 七)
Сигма Драконис (Восьмая 八)
Барраяр (Девятая 九)

Звездные Ясли

Звездные Ясли — это неофициальное название генного банка расы аутов, расположенного в Небесном саду. Он находится в ведении старшей женщины императорской семьи, на данный момент это императрица Лизбет из созвездия Дегтиар.

Звездные Ясли — важнейший цетагандийский институт, поскольку любое генетическое скрещивание аутов является предметом особых переговоров, контрактов, заключаемых главами двух генетических линий – Созвездий, и эти контракты, в свою очередь, должны быть одобрены старшей женщиной августейшей семьи и заверены Печатью Звездных Ясель. Все генетические изменения — а аут-лорды идут на них часто — должны быть предварительно исследованы придворными генетиками. Императрица обладает правом вето на каждое оплодотворение аутов. Фактически в руках Императрицы находится все будущее аутов — именно в Звездных Яслях принимаются решения о том, какими будут последующие поколения аутов.

В сатрапиях власть Звездных Яслей осуществляют аут-консорты — леди-генетики, пожизненно назначаемые на эту должность Императрицей. Раз в год они прибывают в метрополию за потомством аутов из сатрапий. Имеют совещательное право голоса.

Все генетические изменения для аутов опробуются на ба — бесполых слугах аутов, это предотвращает возможность утечки генетического материала половым путем.

Помимо вопросов репродукции, Звездные Ясли совместно с военными занимаются разработкой биологического оружия и разнообразными генетическими экспериментами на человеческом материале.

Социальное устройство


В основе социального устройства Цетаганды лежит сословное разделение по генетическому признаку.

Двухуровневая аристократия представлена аутами и гемами, генномодифицированными людьми; все остальные цетагандийцы считаются третьим сословием. Однако на экономическом уровне это разделение выражено слабо: все цетагандийцы имеют доступ к материальным благам в меру своих достижений, и определенным образом ограничена только возможность продвижения по социальной лестнице — некоторые должности и роды занятий доступны только представителям конкретного сословия. Например, простой цетагандиец не сможет занять некоторые посты на государственной службе; однако он может стать, например, крупным медиком или ученым, и его труды будут оценены безотносительно его происхождения.

Ауты — это правящая элита. В их руках сосредоточено политическое управление империей и они определяют основные направления развития империи. Под контролем аутов находится изменение генома цетагандийцев (в том числе и самих аутов) и развитие фундаментальной науки.

Гемы — это военная каста, щит и меч Цетагандийской империи. Традиционно представители этого сословия занимаются военным делом и вопросами безопасности. Также гемы занимают большинство средних государственных должностей. В ведении гемов преимущественно прикладная наука, развитие медицины и образования, практические генетические разработки (не касающиеся изменений генома человека) и так далее.

Представители третьего сословия в большинстве случаев заняты в сфере услуг и промышленности, а также в сельском хозяйстве в тех сатрапиях, где это возможно. Они обеспечивают повседневную жизнь империи. СМИ, развлекательная индустрия, медицина, образование, финансы и многое другое. Для третьего сословия доступ ограничен лишь к высоким государственным должностям, высшему командованию армии и службы безопасности. И к работе, касающейся модификации генома человека, аута или гема (работа с геномом аутов вообще недоступна никому кроме аут-леди из Звездных ясель).

Важнейшим критерием социальной жизни для любого цетагандийца является его ранг, негласный статус. Достижению высокого статуса подчинена вся жизнь и все взаимодействие цетагандийцев, однако в силу долголетия представителей гем- и особенно аут-сословий продвижение по социальной лестнице может занимать многие годы.

Отношения между сословиями во многом построены на принципах служения и покровительства. Очень важно осознание своего положения в обществе и проявление уважения к другим. Важно соблюдать этикет и оказывать должное уважение тем, кто стоит выше. Недостойно относиться с презрением и неуважением к тем, кто находится ниже. Следует понимать, что власть аутов признают еще и потому, что это действительно превосходящие и гемов, и обычных цетагандийцев люди.

Нахождение рядом с тем, кто ниже тебя по рангу или социальному положению, не является оскорблением для вышестоящего. Оскорблением будет несоблюдение норм этикета. Например, не будет оскорблением для аута, если на приеме гема, состоящего в его свите или под его покровительством, будет находится и кто-нибудь из третьего сословия. Точно так же возможна дружба между представителями разных сословий, ее ограничивает лишь понимание разницы в положении, а так же необходимость соблюдать этикет.

В свите аутов состоят как правило гемы. Они являются их доверенными слугами, воспитателями детей, управляющими и так далее. Но возможно и такое, что кто-нибудь из третьего сословия может быть приближен к ауту по желанию последнего. В целом, общество аутов является максимально замкнутым, они не стремятся к общению с представителями других сословий сверх необходимого.

Точно так же, как гемы работают на аутов, состоят в их свитах, многие гем-лорды приближают к себе наиболее достойных цетагандийцев из третьего сословия. Если дети гемов обучаются дома (что возможно), их воспитателями и учителями как правило являются обычные цетагандийцы, достигшие должного положения и успехов.

Представители обоих сословий (гемов и третьего) более сближены по статусу, например гемы средних и мелких кланов и наиболее крупные представители третьего сословия. Допустимы даже браки между ними. Но подобные браки требуют одобрения Звездных ясель. Если генетический союз разрешен, то девушка из третьего сословия принимается в клан ее мужа, а дети считаются полноправными гемами, хотя и будут уступать в положении детям гем-леди. Если же брак не получает одобрения Звездных ясель, то он возможен, но с потерей статуса гем-лорда. Для гем-леди подобный брак всегда означает переход в третье сословие и потерю статуса. Такие браки возможны, но они не одобряются обществом гемов и не слишком хорошо сказываются на авторитете и статусе клана.

Ауты

Ауты — высшая аристократия Цетаганды, генномодифицированные люди, в конце концов ставшие отдельной расой. Существа, наиболее близкие к представлениям об идеальном человеке: прекрасные внешне, обладающие впечатляющим интеллектом и творческим потенциалом. Являются высшими властителями Цетаганды: император и сатрап-губернаторы — всегда аут-лорды. Аут-леди, непревзойденные генетики, во главе с императрицей властвуют в Звездных яслях — генном банке расы аутов. Именно в руках аутов сосредоточена вся власть в империи, они руководят глобальным генетическим экспериментом и задают направление развития Цетаганды.

Ауты образуют кланы — Созвездия. Их число, как правило, неизменно на протяжении веков. Основание своего Созвездия, своей генетической линии является высочайшей наградой для аута. Решение об этом принимается Императором и Звездными яслями. Каждое Созвездие обладает определенным положением, во многом это зависит от того, насколько они генетически близки к императору или императрице.

Аут-лорды не вступают в браки. Для продолжения рода между Созвездиями аутов заключаются генетические контракты. Каждый такой контракт должен быть одобрен Звездными яслями.

Раз в год Звездные ясли осуществляют эти контракты. Дети аутов создаются генетиками Звездных ясель, эмбрионы помещаются в репликаторы и корабли с этими репликаторами в сопровождении аут-консортов покидают Эту Кита и направляются в сатрапии. Ежегодно проводится торжественная церемони встречи «детских» кораблей, проводимая самим сатрап-губернатором.

Контракты бывают разного рода. Простейший — на разовое использование чьего-то генома. Родившийся в результате ребенок регистрируется как член созвездия отца, где и воспитывается. Эти контракты заключаются высшим руководством созвездия, старейшими и соответственно мудрейшими его членами, следящими за тем, чтобы выбрать наиболее перспективную генетическую линию. Таким образом, родители ребенка могут ни разу в жизни не встретиться.

Другой вид контракта — пожизненная (или дольше) монополия, имеющая место в семье императора. Когда какую-либо аут-леди выбирают как мать потенциального наследника, контракт является абсолютно эксклюзивным: ее геном не должен был использоваться ранее и не может быть использован впоследствии, если только сам император не захочет от нее еще одного ребенка. Остаток жизни она должна прожить в Райском Саду, в собственном павильоне. У императора может быть несколько жен; Императрицей становится та, кто будет матерью наследника, сыновья остальных являются принцами-кандидатами.

Ауты вступают в половые отношения, и иногда их даже можно квалифицировать почти как брак. Связанные с этой областью требования этикета чрезвычайно сложны; частности подобных отношений лежат вне публичной сферы. Однако известно, что ауты — расисты, ревностно блюдущие свой генофонд, так что межвидовые контакты практически исключены. Любые тесные контакты, при которых может произойти потеря генного материала, не одобряются аутами.

Женщины аутов обладают неприкосновенностью. Существует принцип женской половины. Аут-леди вправе покидать свои покои когда угодно, в то время как посещать эти покои аут-лорды могут лишь с разрешения женщин. Подобная привилегия и право сохраняется у тех аут-леди, которые были выданы замуж за гем-лордов.

Так как ауты не женятся и не имеют семей, они покидают свой дом в очень позднем возрасте или вовсе никогда. Они живут с дедами или прадедами; молодежь – в возрасте до пятидесяти лет – живет на попечении своего Созвездия.

Аут-леди может быть выдана замуж за гем-лорда в качестве высочайшей награды, подобный брак заключается по указу императора, и отказаться от этой награды нельзя. Потомки подобного брака исключаются из генома аутов, но возвышаются в среде гемов. Невеста из аутов сразу же становится первой по сравнению с другими женами, которые могли уже быть у гем-лорда, так что ее дети автоматически становятся наследниками. Аут-леди в подобном браке могут поддерживать отношения со своими бывшими родственниками.

Гемы

Второй после аутов уровень цетагандийской аристократии. Военная каста, но могут занимать и гражданские должности, считающиеся почетными, так как чаще всего они связаны со служением Императору и аутам. Довольно много гемов занимают должности в государственном аппарате.

Генетические линии гемов называются кланами. У клана есть глава — Старший (по возрасту и положению), ему беспрекословно подчиняются все члены клана (как мужчины, так и женщины).

Браки между гемами заключаются по генетическому контракту. Подбором партий занимаются Старшие кланов. Гем-лорд может иметь несколько жен. Супруга из самого значимого по положению клана становится главной женой; остальные жены должны ее слушаться. Наивысший дар, который может получить гем-лорд — супругу из аутов. Это сразу же возносит статус клана на недосягаемую высоту. Наличие нескольких жен по сути отражает статус гем-лорда, а также часто помогает ему в получении более высокого ранга (за счет помощи и влияния родственников жены).

Продолжение рода у гемов производится в репликаторных центрах при помощи оплодотворения in vitro. Генетическим улучшениям ни клетки, ни эмбрион при этом не подвергаются, кроме устранения возможных генетических заболеваний (что, впрочем, крайне редкое явление у гемов).

Гем-леди не способны зачать ребенка естественным способом; также гемы имеют генетически заложенный иммунитет к большинству известных болезней. Поэтому добрачные половые связи в среде гемов не порицаются. Однако закрутить роман с замужней гем-леди — означает нанести тяжелое оскорбление ее гем-супругу и всему его клану.

Сексуальное влечение гемов не детерминировано половой принадлежностью, природная бисексуальность для гема — норма. Однако связи между мужчинами, как правило, носят традиционно-ритуальный характер: большой честью для молодого гема является получить благонадежного старшего наставника, как правило, из союзного клана. В подобных отношениях гем-лорд не только постигает науку любви, как духовной, так и плотской, но и получает возможность перенять бесценный опыт наставника в любых иных делах. Подобный наставник часто становится близким другом и конфидентом молодого гем-лорда в бурный период юности. К моменту женитьбы подобные отношения, как правило, исчерпывают себя. Другой вариант отношений — дружба между равными, глубокая близость, поддерживающая и укрепляющая дух на войне. Такие связи могут мирно (или не очень, в зависимости от характеров гем-жен) соседствовать с браком. Они не являются повсеместными, но довольно нередки в обществе гемов.

Самая важная жизненная ценность для любого гема — положение его клана в общественной иерархии, на которое своим поведением влияет каждый, от детей и женщин до стариков. Клан и его благополучие всегда выше личных интересов.

Служение империи является смыслом жизни гемов. Поэтому военная служба, как наиболее явная в проявлении этого служения, считается самой почетной для гем-лордов.

Культура


Цетагандийское общество (особенно аристократическое) патриархально. В нем четко выделены «женские» (продолжение рода, генетика, эстетика и т.п.) и «мужские» (политика, управление, война и т.п.) сферы деятельности. Женщины не наследуют, не занимают должностей, не принимают официального участия в управлении Империей. Женщина объективируется: получение в жены аут-леди или гем-леди из превосходящего клана — награда. Этому есть биологическое объяснение: высшая ценность для цетагандийца — улучшить свой (и своего рода) геном.

Уклад и традиции поведения также патриархальны: аут-леди скрыты от чужих глаз; женщины обращаются к мужчинам старше себя по рангу со скромностью, опустив глаза; не пытаются принять участие в «мужских делах», и т.п. Высоко ценится женственность, утонченность облика и поведения. Несмотря на то, что незамужние гем-леди имеют большую свободу самовыражения, в том числе и в сексуальной сфере, замужняя гем-леди (это касается и аут-леди, вышедшую за гема) полностью попадает под власть супруга, становится практически его собственностью. Супруг несет полную ответственность за ее поступки, поэтому поведение леди ограничается довольно жесткими традиционными рамками (которые, впрочем, могут немного варьироваться в каждом индивидуальном случае). Впрочем, даже в этой сфере все сильно зависит от ранга гем-лорда и гем-леди.

Статус — это негласное положение цетагандийца (или его клана) в имперском обществе. Оно зиждется в первую очередь на кровной близости к обожествляемому Императору (близость Созвездия аутов к трону; для гемов, соответственно, количество аутских генов). Во вторую очередь на статус влияют должность, чин, личные заслуги (однако, как правило, гены и должности так тесно связаны, что нельзя в точности определить первопричину статуса). Иерархичность прочно укоренена в сознании любого цетагандийца; гемы испытывают должную верность к аутам, простые цетагандийцы — к аристократии; младшие — к старшим, и так далее.

В связи с соблюдением иерархии в цетагандийском обществе крайне важен этикет. Он чрезвычайно сложен и предусматривает правила на все случаи жизни. Основные принципы поведения: крайняя вежливость, сохранение лица в любой ситуации, сдержанность вплоть до бесстрастия. Обязательны к использованию формулы вежливости, поклоны, витиеватые обращения — для каждого случая свой вариант.

Так как цетагандийская иерархия строится в первую очередь на принципе генетического совершенства, к инопланетникам относятся прохладно, зачастую ставя инопланетика ниже представителя третьего сословия Цетаганды. Впрочем, так как статус для цетагандийца зиждется еще и на личных качествах — доблести, чести, интеллекте, красоте, возрасте и т.п., индивидуальное отношение к какому-либо конкретному инопланетнику может варьироваться.

Понятие чести вообще крайне важно для цетагандийца. Из личных качеств каждого гем- или аут-лорда складывается лицо всего клана. Гемами ценится военная доблесть, стремление к славе. Проиграть, уступить противнику — позор, который зачастую можно смыть только смертью.

Так как кланов гемов довольно много, то и конкуренция между ними порой очень жестокая. Оскорбление, нанесенное клану, может повлечь за собой кровную вражду и месть, иногда даже ценою жизни.

Если обе враждующие стороны решаются разрешить вражду церемониальной дуэлью, то убийство в таком поединке не считается преступлением. Мстить победителю считается недостойным и низким поведением, которое черевато потерей чести клана.

Надо понимать, что дуэль возможна лишь между теми, кто принадлежит сословию гемов. В случае, когда гем-лорду нанес смертельное оскорбление представитель третьего сословия, оскорбленный вправе убить обидчика на месте холодным оружием. Этот обычай является очень древним, заимствованным еще со старой Земли, но имеющим силу и по сей день. Но это разрешено делать только сразу же после оскорбления и только холодным оружием. Существует императорский указ, который четко обозначил, в каких случаях гем-лорд вправе так действовать. Если же гем воспользовался своим правом неподобающе, это ведет к утрате чести клана. А убийство расследуется со всей строгостью.

Смертельным оскорблением считается прямое и непосредственное оскорбление клана, Старшего клана или отца. Кроме того, смертельным считается любое оскорбление женщин клана (прямое словесное оскорбление; любое высказывание, ставящее под сомнение достойность ее поведения; отношение как к равной или нижестоящей по статусу).

Высоко ценится умение вести себя, сохранять вежливость или маску вежливости до последнего; соблюдается определенная тактичность (приказывать слуге-ба грубо; выражать протест дипломатам во время скорбных церемоний нетактично). Неприлично говорить слишком громко, привлекать к себе внимание, быть поспешным. Каждый цетагандиец ценит умение говорить не прямолинейно, отказывать без отказа. Чувство юмора может быть присуще цетагандийцу, но оно не демонстрируется напрямую.

Важная составляющая цетагандийской культуры — церемониальность. Особенно ярко это выражается в придворной жизни: в пышных многодневных придворных ритуалах, многочисленных свитах высокопоставленных аутов, многословных метафоричных титулованиях. Впрочем, жизнь обычного цетагандийца, как правило, тоже подчинена ритуалу, в ритуал превращается почти каждое обыденное действие: прием пищи, отдых, омовение и т.д.

Существуют общецетагандийские ритуалы, различающиеся только по пышности в зависимости от статуса участвующих. Это свадебные ритуалы, ритуалы, связанные с рождением ребенка, похоронные ритуалы и т. д. Частности проведения ритуалов будут прорабатываться совместно с игроками уже внутри блоков.

Материальная культура Цетаганды носит явственный ориентальный оттенок: в интерьерах преобладают простота, изящество; используются живые растения, вода, в отделке превалируют натуральное дерево и камень. Предпочтение отдается спокойным тонам, в ходу различные узоры и орнаменты.

Важное место занимает символика: это не только символы учреждений и клановые знаки, персональные гербы и пр., но и богатый символический язык одежды, цветов (в обоих смыслах), жестов.

Архитектура Райского сада и усадеб цетагандийской знати напоминает китайские или японские дворцовые/усадебные комплексы: небольшие приземистые или наоборот башнеподобные здания, павильоны, беседки, ухоженный сад с ручьями, прудами, мостиками, извилистыми дорожками (искусная имитация живой природы). Здания, ворота, входы располагаются в определенном порядке относительно сторон света. В садах могут жить различные животные, чаще всего генномдифицированные: белые павлины, пушистые «коты», поющие лягушки. Интерьерами, архитектурой, дизайном занимаются гемы, а для гем-леди огромная честь, чтобы ее биоразработки попали в Райский сад.

Здания и помещения, предназначенные для работы обычно отделаны сдержанно, их эстетическая функция подчинена утилитарной. Однако общее изящество постройки и отделки все равно сохраняется.

В отличие от аутов и высокостатусных гемов, предпочитающих и способных себе позволить огромные усадебные комплексы, гемы более низкого статуса и цетагандийцы третьего сословия живут, как правило, в ультрасовременных зданиях: как в небоскребах, так и в отдельных небольших домах, находящихся в огромных инфраструктурных комплексах, зачастую снабженных силовыми куполами и прочими благами цивилизации.

Планета-метрополия Эта Кита почти по всей пригодной для проживания части суши превращена в один огромный футуристический город, в котором плотная застройка порой сменяется огромными пространствами, где жилые дома и административные здания почти затеряны среди деревьев. Современные технологии используются во всех сферах жизни: это транспорт, развлечения, медицина и т. д.

Искусство занимает важное место в культуре. Любой цетагандиец (в особенности это касается ариктократии) наделен обостренным эстетическим чувством, и такие вещи, как стихосложение, рисование, каллиграфия, музыка вошли в повседневную жизнь настолько давно, что превратились в традиции.

Из особого отношения к эстетике складывается восприятие любой деятельности как искусства. Искусство войны, искусство управления, генноинженерное искусство, даже искусство убийства. Для любого цетагандийца крайне важно, чтобы любая его деятельность, помимо утилитарного смысла, была наполнена еще и эстетическим.

Не менее способности создавать произведения искусства в цетагандийском обществе ценится способность к восприятию искусства, к распознаванию тончайших нюансов, к созерцанию.

Также цетагандийцы считают, что истинное искусство не может быть коммерческим. Культура аутов элитарна, все, что создают сами ауты, и все что создается для аутов, уникально, непровторимо и поистине талантливо. Гемы также стремятся к элитарности, например, гем-леди подражают аутам в генетических разработках, однако в гем-обществе бытуют и произведения массовой культуры, как правило, вышедшие из рук третьего сословия или вовсе инопланетные — книги, фильмы, виртуальные сны, одежда и многое другое.

Помимо высокого искусства в обществе гемов ценятся разнообразные развлекательные мероприятия: спорт, бальные танцы, выставки, многочисленные светские приемы и рауты. Кроме основной службы принято иметь хобби, чаще всего связанное с искусством. Наличествуют разнообразные культурные течения.

Религия

«Когда природа берет перевес над искуственностью, то мы имеем грубость, а когда искуственность преобладает над природой, мы имеем лицемерие; и только пропорциональное соединение природы и искуственности дает благородного человека».
Конфуций


На Цетаганде нет религии как таковой, но повсеместно существует признаваемый всеми культ предков. Основой для него послужило древнее конфуцианство, от которого сохранились самые главные постулаты: почитание предков, забота о потомстве и непрерывности рода, забота детей о родителях и почитание их.

Несмотря на то, что на Цетаганде разрешается исповедовать любую не экстремистскую религию, количество верующих и религиозных организаций крайне мало для такой огромной империи. Еще меньше тех, кто не поддерживает культ предков, воспринимаемый цетагандийцами настолько естественно, что никому не приходит в голову усомниться в нем.

Нет храмов и института церкви, есть только родовые алтари, а за совершение основных немногочисленных ритуалов отвечает глава рода (Cозвездие у аутов, клан у гемов и семья у третьего сословия). Примером такого ритуала является ежегодное возжигание памятных даров, чтобы почтить тех, кто умер и стал одним из тех духов, что хранят род.

Цель жизни для цетагандийца — это достижение совершенства, чего можно добиться не только естественным путем, но и вмешательством в геном; так как делают все это сами люди, значит это просто один из способов достигнуть цели. Впрочем, прямое вмешательство в геном возможно только для расы аутов, тех, кто уже достиг определенного уровня, позволяющего принимать взвешенные решения. Для остальных это означает лишь возможность устранить генетические заболевания или дефекты. Но так или иначе генетика стала религией цетагандийского общества, способом достичь совершенства.

Совершенное состояние, когда человек уже не будет меняться, есть не метафизическое, а вполне физическое состояние. Совершенствование разума и тела, достижение бессмертия, причем не в потустороннем мире, а в настоящем. Жизнь для цетагандийца — это возможность получать удовольствие, в первую очередь от совершенствования.

Важен любой вклад. Каждый, кто сделал шаг вперед, дает возможность своим потомкам пройти еще дальше. После смерти дух человека останется с его родом, защищая и оберегая, а также будет присутствовать в своих потомках. Геном рода для цетагандийцев — это не просто совокупность наследственного материала, это способ существования после смерти. Каждая жизнь имеет смысл, только если она включена в цепочку других жизней — прошедших, настоящих и будущих, которые и образуют род.

Цетагандийцы верят, что чем совершеннее человек будет при жизни, тем лучше будет его роду; личные заслуги становится гарантом благополучия рода. А также действует принцип личной ответственности: недостойное поведение ухудшает твое положение и ставит под удар семью как в настоящем, так и в будущем (меньше защиты, меньше удачи, дальше от цели).

Император подобен всеобщему отцу, и умершие императоры остаются хранителями своего народа. Ежегодная Церемония памяти Ушедших проводится на восьмой день наступившего года ныне здравствующим императором. Фактически это ритуал возжигания памятных даров для прошлых императоров — тех, кто были правителями в жизни и стали защитниками и покровителями империи после смерти. Ауты и некоторые заслужившие эту честь гемы могут присутствовать лично на церемонии; для всех остальных подданых ведется прямая трансляция.

Некоторые церемонии и ритуалы


Церемония признания заслуг

В первую и вторую субботу третьего месяца (март) в столице Цетагандийской империи проводятся Малая и Большая Церемонии признания заслуг.

Суть данной церемонии состоит в том, что в этот день происходит торжественное присвоение рангов, производят назначения на должности и вручают различные награды и поощрения. Сначала тем, кто ниже рангом, затем — кто выше.

Малая церемония происходит в Небесном саду и на ней происходит торжественное присвоение более высоких рангов и разрядов (от 3 ранга и выше) правительственным чиновникам и военным (армия, СБ, полиция и т.д.). В этот же день традиционно назначают на новые должности.

Большая церемония проходит несколькими днями позже. Она проходит в каждом ведомстве и подразделении отдельно. Служащим присваивают более высокие ранги, назначают на новые должности.

В сатрапиях Церемония признания заслуг проводится спустя два месяца — в первую субботу и воскресенье пятого месяца. В отличие от метрополии, в сатрапиях Церемония проводится один раз для всех.

На следующий день после Церемонии принято проводить празднество, во время которого необходимо принести благодарность за полученные награждения, должности и т.д.

Главное внимание отводится традиционным искусствам — стихосложению, песням, игре на музыкальных инструментах, танцам и т.п., поскольку принято благодарить в изящной форме.

Празднество Благодарения традиционно начинается с возжигания даров предкам, после чего начинается произнесение благодарственных или других подходящих случаю стихов, песен, танцев в адрес императора (или сатрап-губернатора). Нередко в качестве благодарности подносят каллиграфические свитки. Порядок может быть разным, но сначала благодарят более младшие по рангу, а затем — старшие.

После выражения благодарности императору (сатрап-губернатору) можно перейти к благодарностям своего руководителя, наставника и т.д.

Супруга может дополнительно благодарить за полученное мужем повышение или награду, дети — то же самое в отношении родителей.

После окончания официальной части церемонии возможна подача легкого угощения.

Брак

Брак заключают гемы и представители третьего сословия. Ауты заключают особые генетические контракты (подробно смотри раздел «Ауты»), которые не подразумевают создание семьи между двумя представителями разных созвездий.

Необходимое условие брака — это заключение брачного контракта. Обязательно достижение совершеннолетия (20 лет) и согласие будущих супругов (весьма условно для гемов, поскольку по сути решение принимает Старший клана и он же заключает контракт).

Для гемов также необходимо разрешение на заключение брака между представителями кланов от ведомства Звездных Ясель.

После подписания контракта брак считается заключенным, но требуется в течение 30 дней передать информацию о заключенном договоре с данными о вступивших в брак в специальный орган при Ведомстве Юстиции — Регистрационную службу (в Девятой сатрапии она находится в ведении Администрации); только после этого супруги смогут воспользоваться своими правами (заведение детей, определенные льготы и так далее). Личного присутствия и регистрации брака чиновником не требуется, необходим только экземпляр контракта, и подписи вступивших в брак (для гемов — еще подписи Старших клана и виза Звездных Ясель). Контракт создается в электронном виде, подписи — биометрические данные (отпечатки ладоней, осуществляется через сканеры, которые есть у большинства стационарных коммов на Цетаганде).

На игре, если потребуется, можно будет сделать бумажный контракт. Передается для регистрации представителю Администрации. Представитель Звездных Ясель на игре — аут-консорт. New

Похороны

Один и тот же обряд может изменяться в зависимости от статуса и положения рода умершего. В основном это касается длительности и многочисленности церемоний, связанных с похоронами.

Остается неизменной суть: тело кремируется, сжигается вместе с прощальными подношениями, траур заканчивается после кремации тела, так как разрушение физической оболочки освобождает дух, который присоединяется к другим духам предков своего рода.

Прах может развеян или сохранен в специальной урне, которая помещается в колумбарий. Табличка с именем усопшего помещается на семейный алтарь — единственное материальное сооружение, которое можно считать относящимся к религии цетагандийцев. На этом алтаре впоследствии проводят возжигание даров в честь памяти или с целью заручиться поддержкой предков. Дарами может быть что угодно, важно, чтобы дар приносился от чистого сердца и был чем-то дорог приносящему.

Кремация может быть проведена в любое время после констатации смерти и проведения необходимых исследований (в случаях насильственной смерти, подозрения на оную или по причине болезни) и передачи тела наследникам, но не позднее, чем через восемь дней. Если усопший был одинок, заботу о нем принимает государство. Тело кремируют, а табличка с именем помещается на алтарь, находящийся при крематории. Возжигание в память одиноких проводятся раз в год императорскими служащими, а также его может провести любой желающий. New

Этикет


За подготовку материала спасибо f_zu_f

Основой цетагандийского этикета и, шире, даже всего менталитета является постоянное учитывание в уме структуры социальной иерархии. Иными словами, общаясь с кем угодно, цетагандиец всегда автоматически имеет в виду, выше или ниже его по статусу собеседник, и ведет себя с ним соответственно. Так называемый контекст общения на Цетаганде крайне высок: важно не просто то, что ты сказал, но и то, как именно (в каком контексте) ты это сделал. Неверное поведение способно испортить любые переговоры, нарушение ритуала влечет за собой чуть ли не срыв коммуникации.

Говоря о системе социальной иерархии сжато, главное, что следует сказать - это то, что в общении редко бывает двое равных, но всегда есть тот, кто старше, и тот, кто младше. В этом соотношении учитывается не только возраст, но и социальный статус — таким образом, даже если, например, ваш собеседник моложе вас физически, но старше по званию или социальному положению, вы обязаны вести себя с ним, как младший по статусу.
На самой вершине цетагандийской социальной иерархии находятся аут-леди — существа, по умолчанию имеющие статус Старшего в любом социальном контакте. Между них самих также существует иерархия, но по умолчанию любая аут-леди стоит выше кого бы то ни было в обществе, кроме Небесного Отца, и ей полагается наиболее почтительное из обращений. Это не касается аут-леди, перешедших в гем-сословие — их статус определяется в зависимости от статуса супруга (а также есть отдельные правила коммуникации с ними).

В подобном поведении, на взгляд цетагандийцев, нет ничего унизительного. Структура всей Вселенной такова, что каждый в ней занимает определенное место — и мир гармоничен до тех пор, пока все его обитатели выполняют предназначенные им роли, не нарушая естественного хода вещей. Вежливо кланяясь старшему по статусу, цетагандиец отнюдь не унижает себя — напротив, он показывает свою готовность к поддержанию общей гармонии, безукоризненно выполняет свою роль Младшего в данном контакте. Точно так же, разумеется, и Старший в этом взаимодействии воспринимает подобное отношение не как специальную привилегию, но как то, что должно ему причитаться сообразно его положению.

На практике, разумеется, все мы — живые люди, и на Цетаганде совсем не редки случаи заносчивого поведения Старших или излишне подобострастного — Младших, но хотелось бы подчеркнуть еще раз, что это не является нормой. Цетагандийцы ведут себя так, как ведут, в соответствии с практически неписаным жизненным ритуалом, кодексом поведения, который они впитали вместе с воздухом, которым дышат — это просто правила игры, которым все следуют по умолчанию.

Следует добавить еще, что ритуальные приветствия, церемониальное поведение — не менее сложный и глубокий язык, чем собственно звучащая речь. Старший по статусу может неожиданно вежливо поклониться Младшему, подчеркивая свою добрую волю и расположение (как бы смиренно ставя себя на позицию, которую, по факту, он уже и не занимает), равный может едва наклонить голову в адрес равного, невербально выказывая свое к нему пренебрежение; сдержанная улыбка или «агрессивный» взгляд в упор после вполне вежливого приветствия, глубокий поклон вместо всех слов благодарности — цетагандийцы в совершенстве владеют языком тела и способны передавать им мельчайшие нюансы общения, не прибегая к словам.

Правила игры, или Что, собственно, делать

По умолчанию, форма приветствия для всех мужчин на Цетаганде — поклон. Глубина поклона зависит от того, насколько выше вас по статусу собеседник, и может варьироватьcя от вежливого наклона головы до глубокого наклона в пояснице (скажем, при встрече студента ВИШ с сатрап-губернатором). Руки при этом держатся вдоль тела либо смыкаются вместе на уровне пояса.

Женщины на Цетаганде не кланяются, но изящно приседают в чем-то вроде реверанса — глубина приседания, как и у мужчин, зависит от того, перед кем именно леди это делает. Во время «реверанса» ноги слегка скрещиваются — правая оказывается чуть впереди левой, — и сгибаются, руки складываются в замок на правом бедре. Голову можно слегка наклонить, но это не является обязательным, смотрите по ситуации.

В случае, если леди (преимущественно, аут-леди) здоровается с кем-либо ощутимо ниже ее по статусу (например, тем же студентом ВИШ), она имеет право не приседать, но лишь слегка наклонить голову в знак приветствия.

Отдельное приветствие существует для сатрап-губернатора, как наместника Небесного Отца в Сатрапии. Здороваясь с губернатором, мужчина-цетагандиец преклоняет правое колено; правая рука его лежит на бедре, левая – согнута в локте и опирается на согнутую же левую ногу. При этом поклоне также возможен наклон головы: более глубокий для гем-лордов, менее выраженный — для аут-лордов.

Гем-лорды приветствуют аут-лордов и аут-леди обычным поклоном, точно так же здороваются между собой и ауты. Преклонение колена - только в адрес сатрап-губернатора.

(Увидеть все эти поклоны в действии можно на видео в конце настоящего поста)

Этикет в Сатрапии, или Что делать барраярцу

Несмотря на то, что внутри цетагандийского общества ритуальное поведение довольно жестко регламентировано, не-цетагандийцам такие требования по умолчанию не ставятся: любой инопланетчик и так выключен из социальной структуры достаточно, чтобы его невозможно было перепутать с цетом, будет он совершать ритуал или же нет.

Таким образом, все, что требуется от барраярцев и иных не-цетагандийцев — соблюдение «программы-минимум» в области этикета. От мужчин по умолчанию ожидаются поклоны (чем выше статус цета, тем ниже поклон), от дам — обычный европейский реверанс.
Разумеется, если барраярец искренне заинтересован культурой Цетаганды настолько, что подробно изучил социальный ритуал, соблюдение его будет только приветствоваться, но строгим требованием оно не является.

Вижу цета — бегу мимо, или Встречи на улице

Пожалуйста, не забывайте о том, что ритуал предписывает обязательно кланяться всем вышестоящим цетагандийцам, которых вы встречаете, даже если вы встречаете их на бегу между двумя локациями. Это требование по понятным причинам обязательно для цетагандийцев и крайне желательно для барраярцев: если статус обиженного вами цета не слишком отличен от вашего, он, в принципе, может и не заметить нарушение вами этикета, но зачем проверять?

Итак, для встреч вне каких-либо специальных собраний, просто на улице или в случайной обстановке, правила просты: увидел вышестоящего - приветствуешь его вежливым поклоном разумной глубины.

Прочие детали повседневного ритуала

Обращения зависят от статуса участников коммуникации — чем выше статус собеседника, тем более вежливой должна быть формула обращения.

К незнакомым:
— аут-леди/лорд или глубокоуважаемый/ая аут;
— гем-леди/лорд/[звание] или глубокоуважаемый/ая гем(-леди);
— уважаемое ба;
— господин [имя] (третье сословие) или звание [имя] для военных.

К знакомым:
— аут [имя];
— гем [имя/звание];
— ба [имя];
— [имя] для третьго сословия.

Имя в данном случае может быть как именем, так и фамилией, в зависимости от статуса говорящих. Порядок представления стандартный: высшему представляют низшего. Напомним, аут-леди в любой коммуникации по умолчанию стоят на вершине иерархической пирамиды.

Кроме того, в диалоге двух цетагандийцев нередки упоминания о собеседнике в третьем лице, даже если оный собеседник стоит здесь и сейчас перед говорящим. Вообще в официальной ситуации говорить о себе «я», «мне» и так далее также не слишком принято — уместнее будет говорить о себе, как о постороннем, либо же вообще строить предложения без подлежащего; впрочем, все всегда зависит от конкретной ситуации.

— Приветствую аута Ая.
— Мои приветствия уважаемому ауту Цзао. Как господин добрался до планеты? Мне известно, что он не слишком любит п-в туннели...
— Благодарю глубокоуважаемого аута Ая за заботу о здоровье скромного слуги Небесного Отца. П-в туннели и вправду не слишком мне по сердцу, однако долг нередко ведет нас туда, куда не желает тело.
— Слова аута Цзао, как всегда, мудры и полны ясности. Радостно слышать, однако, что тело господина не слишком пострадало от нужды выполнять долг сердца.


Не принято говорить громко, выяснять отношения на людях и т.п. — для цетагандийца крайне важно «сохранение лица». Не принята подвижная активная мимика, выражение лица должно быть бесстрастным, а выражение эмоций — крайне скупым. Не принято аплодировать, громко восторгаться, одобрение выражается словесной похвалой или кивком.

Важной составляющей этикета цетагандийцев является женский этикет. В присутствии мужчин выше по статусу женщина должна вести себя скромно, молчать, пока к ней не обратятся, недопустимо демонстрировать интерес или разглядывать собеседников. С низшими по статусу женщина вольна обращаться как хочет. Для замужней женщины недопустимо появляться на публике без супруга или компаньонки, прислужницы; недопустимо открыто заниматься каким-нибудь неподобающим делом (вроде вождения машины и т. п.)

Для общения с аут-леди, перешедшими в гем-сословие, существуют специальные правила вежливости: собеседники должны делать вид, будто аут-леди все еще скрыта от чужих глаз. Не следует разглядывать ее, нельзя обращаться к ней напрямую (если только она не заговорит сама). Статус такой аут-леди определяется статусом ее супруга; относительно него она находится на положении Младшего.

Важно понимать, что при сильном различии в статусе участников коммуникации какие-то довольно банальные вещи могут оказаться оскорблением. Например, открытый флирт представителя третьего сословия с гем-леди из высокостатусного клана, или недостаточно уважительное обращение гема к аут-лорду, и многие другие вещи.

Видео-иллюстрации

Для визуализации цетагадийского ритуального поведения мы предлагаем вам посмотреть видео ниже, взятое из китайского сериала «Легенда о Чжэнь Хуань»: в нем очень хорошо и ясно показано поведение разных людей в китайском дворце в зависимости от конкретной ситуации и расстановки сил в социальной иерархии.

Боле того - если у вас есть возможность и желание, мы крайне рекомендуем вам к просмотру хотя бы несколько серий этого сериала, так как, помимо прекрасной игры актеров, выдающегося по красоте видеоряда и отличного сюжета, он еще позволяет проникнуться атмосферой восточного общества - очень закрытого, со своими собственными правилами игры и... простыми человеческими чувствами, скрытыми за ритуалом.

Да и костюмы в сериале по сложности не уступят цетагандийским одеяниям.



0:35-0:54 : пример мужского преклонения колена (на видео слуга кланяется императорской наложнице, в контексте игры, напоминаем, этот поклон может быть адресован только сатрап-губернатору).
Обратите внимание на поведение Младшего-слуги по отношению к Старшей-наложнице: несмотря на то, что по возрасту они едва ли не ровня, он держится с девушкой крайне уважительно за счет ее высокого статуса.

1:34-1:45, 1:57 : пример женского «реверанса»

12:44-12:55 : примеры женского «реверанса», а также в принципе того, как держатся аут-леди. Обратите внимание на поведение их ближайших служанок-помощниц: все время присутствуя рядом с госпожой, они держатся «на вторых ролях», но несомненно участвуют в общении.

17:43 : пример мужского преклонения колена. Обратите внимание на то, как небрежно он делается: это маркер того, что персонаж, преклоняющий перед наложницей колено, на деле ее практически не уважает. По поведению наложницы дальше можно заметить. что она очень хорошо этот нюанс поняла и относится к слуге соответственно.

19:30-19:40 : примеры женского «реверанса» максимально официального образца.


запись создана: 11.11.2014 в 02:18

@темы: Цетаганда, игровые материалы, история мира

URL
Комментарии
2015-03-16 в 17:52 

Kitana Hammer
На честном слове и на одном крыле | Коли ты князь, собирай полки, выйди на свет, подыми хоругви.
Огромное спасибо за наглядные примеры поклонов и реверансов!

2015-03-16 в 21:13 

f_zu_f
Я успела вполне - но продолжаю идти По дороге, которой конца, я уверена, нет. (с)
Kitana Hammer

Не за что! Второе видео - более условное, конечно же. Особенно последние поклоны. ;-)

2015-03-17 в 18:57 

Kitana Hammer
На честном слове и на одном крыле | Коли ты князь, собирай полки, выйди на свет, подыми хоругви.
f_zu_f, да японские-то поклоны ладно, а вот преклонения колена и "реверансы" - это вещь! =) Наконец-то картинка в голове начала складываться.

2015-03-17 в 19:08 

f_zu_f
Я успела вполне - но продолжаю идти По дороге, которой конца, я уверена, нет. (с)
Kitana Hammer

Приходите на цетагандийскую встречу в субботу - разберем еще вживую. ;-)

2015-03-18 в 16:18 

-Green-
Жизнь - это яой. Нет кульминации, нет концовки, нет смысла и главного героя периодически ебут. © Я ВСЕ ПОНИМАЮ, НО ЭТОГО МАЛО ©
А можно ГЛУБОКОуважаемый заменять на многоуважаемый? А то у меня с первым вариантом немного не те ассоциации :)

2015-03-18 в 16:33 

Игра в классики
Вот ноль, вот фаза, и все огни погасли
-Green-, думаю, это эквивалентно по уровню вежливости)

2015-03-18 в 16:40 

-Green-
Жизнь - это яой. Нет кульминации, нет концовки, нет смысла и главного героя периодически ебут. © Я ВСЕ ПОНИМАЮ, НО ЭТОГО МАЛО ©
Ева Шварц, это радует :alles:

2015-03-18 в 18:35 

Eswet
неочевидное зло [Годзилла эпохи Сёва]
Смею предположить, что "достопочтенный/досточтимый" и прочие выражения этой линейки тоже допустимы? :)

2015-03-18 в 18:49 

Игра в классики
Вот ноль, вот фаза, и все огни погасли
Eswet, я думаю, да. Нашей целью было только показать, что чем более уважительное обращение — тем оно более многосоставное, а там хоть любых «преждерожденных» используйте)

2015-03-18 в 18:59 

Eswet
неочевидное зло [Годзилла эпохи Сёва]
Кстати о преждерожденных :) ритуальное самоуничижение включено/исключено? Позднерожденный позволит себе, невежественный желал бы задать вопрос и так далее?

2015-03-18 в 19:18 

Игра в классики
Вот ноль, вот фаза, и все огни погасли
Вообще в официальной ситуации говорить о себе «я», «мне» и так далее также не слишком принято — уместнее будет говорить о себе, как о постороннем, либо же вообще строить предложения без подлежащего; впрочем, все всегда зависит от конкретной ситуации.

Eswet, судя по цитате выше — скорее да, чем нет. Но, думаю, это индивидуально.

2015-03-18 в 19:19 

f_zu_f
Я успела вполне - но продолжаю идти По дороге, которой конца, я уверена, нет. (с)
Eswet

ритуальное самоуничижение включено/исключено?

Очень поддерживаю идею!

   

Барраяр. Девятая сатрапия

главная